Полная версия Мобильная версия

Туда, сюда, обратно. Бухгалтеры Удмуртии не хотят перемен

K 3034
J
Дмитрий Манылов

Владимир Путин, похоже, спустя несколько лет смог добиться от правительства разработки законопроекта о передаче страховых сборов во внебюджетные фонды на администрирование в налоговую службу. В отсутствие идей по поводу выхода из кризиса — самое время реформировать администрирование. Только бухгалтеры Удмуртии, уставшие от частых изменений, хотят, чтобы их уже оставили в покое.

Фото: ht-it.ruПочти ничего конкретного не удалось услышать на прошедшем Гайдаровском экономическом форуме. Это несмотря на то, что более подходящего момента для каких-то программных заявлений, дискуссий о путях развития трудно представить. Хотя какие могут быть дискуссии после «сенсационного» заявления министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева о том, что стратегия должна разрабатываться так, чтобы она могла определять текущие решения?! Спасибо, Кэп!

Удивило начало выступления главы Минфина России Антона Силуанова. Он сразу взял быка за рога, объявив, что в непростых условиях роль его ведомства сильно возрастает. Сейчас стало понятно, чем был вызван такой акцент: на сайте Правительства РФ опубликована информация о встрече Владимира Путина с Дмитрием Медведевым, посвященная созданию единой системы администрирования налоговых и неналоговых платежей. В тот же день Путин подписал два указа. Согласно первому в ведение Министерства финансов передаются функции по выработке политики в сфере регулирования алкоголя и таможенного дела. Соответствующие федеральные службы также переходят в подчинение Минфина. Вторым указом Путин поручил правительству до 1 мая 2016 года внести в Госдуму РФ законопроекты, предусматривающие возложение функций по администрированию страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования на единый федеральный орган исполнительной власти. Судя по стенограмме встречи президента и премьера, администрировать платежи в фонды тоже будет Федеральная налоговая служба, курируемая Министерством финансов.Стоп-кадр с трансляции заседания Гайдаровского клуба

Обещанного три года ждут

Мера вполне логичная: если правительство не может предложить внятной стратегии развития, оно просто обязано повысить эффективность администрирования. Странно только, для чего нужно было сначала вводить единый социальный налог, администрируемый ФНС, потом отменять его и передавать фондам обратно функцию сбора платежей. Единый социальный налог был отменен в 2010 году, а уже в 2013-м Владимир Путин выдвигал идею его возвращения в ведение налоговой службы.

Президентская инициатива несколько лет пылилась в правительстве, и вот сейчас решили все-таки сменить коней на переправе. Против этой инициативы тогда, в 2013 году, в одном из интервью высказывался и управляющий Удмуртским отделением Пенсионного фонда Алексей Бельтюков. По его мнению, учет налоговых поступлений принципиально отличается от персонифицированного учета страховых взносов. Отличие как раз в персонификации — страховые взносы разносятся по индивидуальным пенсионным счетам граждан, где они превращаются в пенсионные права, по которым далее и рассчитывается пенсия. Тогда Алексей Бельтюков предложил не рушить систему, а выстраивать схему взаимодействия.Дмитрий Медведев решил, что сейчас самое время соглашаться с президентской инициативой 2013 года. Фото пресс-службы президента РФ.

А им всё равно

«Мне всё равно, — прокомментировала перспективу централизации администрирования сборов во внебюджетные фонды руководитель одной из ижевских бухгалтерских компаний. — С одной стороны, налоговая работает четче и, взаимодействуя с одним органом вместо трех, мы сэкономим время. С другой стороны, декларацию по НДС, например, нужно сдать до 25 января. Если не успеть, то буквально через пару дней налоговая может заблокировать расчетный счет плательщика».

Специалист другой ижевской бухгалтерской компании рассказала, что Пенсионный фонд медленнее, чем налоговая, реагирует на появление недоимки. ФНС выставляет платежные требования на безакцептное списание недоимки быстрее, но зато при отсутствии денег на расчетном счете ПФР может сразу передать документы на взыскание судебным приставам. Кроме того, бухгалтеры отмечают недавние проблемы с программой по учету сборов у Пенсионного фонда. Те, кто помнит времена, когда платежи в фонды собирала налоговая, отмечают случаи расхождения данных между ФНС и фондом, которые сильно портили жизнь плательщикам.Фото: phototimes.ru

В наличии проблем с администрированием у Пенсионного фонда я смог лично убедиться, когда попытался уточнить информацию о том, что с 1 января 2016 года фонд перестал принимать заявления от желающих распорядиться накопительной частью своей пенсии так называемых «молчунов», родившихся после 1967 года и не подававших такое заявление ранее. В районном отделе на этот вопрос ответить не смогли, извинились и продиктовали три телефона вышестоящей организации. По двум из них дозвониться так и не удалось, третий долго был занят, зато потом меня там вполне качественно и дружелюбно проконсультировали. Вывод: люди — молодцы, а организация процессов хромает.

С учетом всех аргументов можно сделать вывод, что усиление ФНС — это скорее плюс для системы администрирования, непонятно только, почему нужно было совершать эти бессмысленные движения туда и обратно. Видимо, многое зависит от того, влияние какого бюрократического клана перевешивает в данный момент. Сейчас весы склоняются в пользу Минфина РФ. Может быть, действительно в правительстве создается всемогущий орган, куда не стыдно будет пригласить Алексея Кудрина, о возвращении которого во власть в последнее время снова заговорили. Или в правительстве все-таки побеждает идея слияния внебюджетных фондов с бюджетом, и нынешняя инициатива — первый шаг к этой идее.Здание республиканской налоговой выглядит намного солиднее офиса Пенсионного фонда — ей и рулить. Фото: olg.r18.nalog.ru

Однако решить главную проблему — повышения собираемости налогов на труд, включая страховые сборы, за счет снижения доли теневой зарплаты — с помощью этой меры не удастся. В 4-м номере за 2015 год «Финансового журнала», издаваемого госуниверситетом Минфина РФ, опубликованы данные, согласно которым доля скрытой зарплаты в лучшем случае составляет около трети полной зарплаты. Недополученные в связи с этим бюджетные доходы составляют более 5% ВВП (3,3% ВВП — по социальным взносам и 1,9% ВВП — по налогу на доходы физических лиц). Кстати, тот же журнал, то есть печатный орган Министерства финансов, рекомендовал в период кризиса избегать принятия радикальных решений в налоговой политике, в том числе в области администрирования. Но у нас, как известно, контора пишет, а караван идет — туда, сюда, обратно.


Читайте также