Отраслевые показатели Росстата дают «среднюю температуру по больнице», упуская из вида весьма интересные факты и тенденции. Недавнее общественное обсуждение показателей прогноза социально-экономического развития Удмуртии на 2017–2019 годы по потребительскому рынку и сфере услуг, проходившее в Минпромторге УР, обнажило некоторые завуалированные статистикой тенденции. Например, обнаружился рыночный сегмент, почти полностью выпадающий из сферы потребительских интересов жителей Удмуртии.
Им оказались химчистки. Минпромторг Удмуртии прогнозирует в этом году снижение объема бытовых услуг населению на 15,7% по сравнению с прошлым годом в действующих ценах. Если посмотреть по физическому объему, то это будет уже не просто падение, а кардинальное изменение потребительской модели поведения в сфере услуг. Кстати, с учетом того, что в некоторых сегментах спрос все-таки вырос, например по ремонту обуви на 7%, оставшиеся направления просели еще сильнее.
Не видать нам чистых ботинок
Директор «Союзтехносервиса», имеющего широкую сеть приемных пунктов химчистки по всей Удмуртии, Александр Смолкин рассказал, что по частным клиентам в 2015 году к предыдущему году у них прошло падение около 30%, в этом году по сравнению с 2015-м оборот упал еще на 12%.
«Почти совсем прекратили работать приемные пункты в районах, — добавил Александр Смолкин, — раньше оттуда были приличные поступления вещей. На сегодня сократилось больше чем наполовину».
У их конкурентов жизнь, судя по всему, тоже практически замерла.
Видимо, это и есть та «новая нормальность», о которой так любят говорить чиновники российского правительства: жители Удмуртии теперь будут ходить в грязных, засаленных пиджаках и пальто, а в подушках и коврах у них разрастется какая-нибудь нано-живность.
«Ездил в этом году во Франкфурт-на-Майне, раз в три года немцы приглашают на выставку оборудования для химчисток и прачечных, — продолжил невеселый рассказ Александр Смолкин. — Европа торгует между собой, а россияне ходят, смотрят, цокают языками, и на этом все заканчивается».
Хотя, по его словам, на этом рынке появились интересные новинки. Например, новая машина по уходу за обувью, позволяющая с помощью пены обновить ее снаружи и внутри, устранить запах, но, если в 2014 году оборудование стоило 400 тыс. рублей, то сегодня 1,2 млн рублей. Причем немцы готовы предоставить хорошие скидки, но окупить такой аппарат в Ижевске сложно даже за 10 лет.
Несговорчивая экономика
Прогнозные цифры торгового оборота потребительского рынка и сферы услуг Удмуртии на период до 2019 года, предложенные чиновниками Минпромторга для общественного обсуждения, соответствовали пессимистичному настроению выступавших представителей бизнеса. На это обратила внимание присутствовавшая на заседании заместитель министра экономики Удмуртии Мара Шатова.
«Прогноз, представленный Минпромторгом, подтверждает существующие тенденции, но динамика такая, что к 2019 году мы прогнозируем объемы примерно на 20% ниже, чем в докризисном 2014-м, — сказала она. — Еще раз надо это обсудить, перед тем как мы будем делать уточненный прогноз для Москвы в октябре».
Мара Шатова отметила, что по гостиничным и бытовым услугам к 2019 году по сравнению с 2014-м снижение вообще на 30%. Есть повод еще раз вспомнить «новую нормальность» — наши макроэкономисты, привыкшие к пятилетним экономическим циклам, никак не могут смириться с тем, что выхода из затяжного падения не видно даже к 2019 году. Дальше — неопределенность. Завершится программа перевооружения Российской армии, остававшаяся, особенно для Удмуртии, одним и немногих драйверов роста.
Констатировав нехарактерную пессимистичность прогнозов, Мара Шатова обратилась к министру промышленности и торговли Владимиру Разумкову с вопросом о его планах по инвестициям в потребительском секторе: «Нет прогнозной оценки объема инвестиций, хотелось бы услышать, какие проекты видит Минпромторг, чтобы сохранить объемы инвестиций на предприятиях потребительского рынка хотя бы на уровне прошлых лет».
Владимир Разумков поблагодарил коллегу за вопрос, но оставил его без ответа. Причем представители крупных предприятий отрасли, присутствовавшие на заседании, не перехватили инициативу, чтобы поделиться своими инвестиционными планами. Видимо, их просто нет.
На всех не хватит
В прошлом году и еще в начале этого многие эксперты и чиновники предсказывали, что самый серьезный спад произойдет в строительной отрасли. Действительно, государственные инвестиции в этот сектор сильно сократились, но ситуацию спасло жилищное строительство. Девятого августа глава Минстроя Удмуртии Иван Новиков на своей пресс-конференции сообщил, что план по вводу 648,5 тыс. кв. м жилья в этом году в Удмуртии, несмотря на сложности в экономике, будет выполнен. Сегодня в республике ведется строительство 105 многоквартирных домов, и, несмотря на мрачные прогнозы, закладка новых объектов в этом году не прекратилась.
Во многом это из-за того, что государство оказывает значительную поддержку ипотечному кредитованию. Достаточно слабо стартовавшая в 2015 году программа «Молодежная квартира» в этом году набрала обороты – было освоено 96 млн рублей бюджетных субсидий. На будущий год Иван Новиков планирует подать бюджетную заявку на 130 млн рублей под эту программу.
На большее нашего бюджета не хватает – по сути, это единственный сегмент, где спрос удерживается от падения. В остальных правительство лишь фиксирует ход развития событий, и кривая, по крайней мере в пределах горизонта планирования (2019 год), уходит круто вниз. Владимир Разумков оказался в интересной роли – как чиновник, курирующий промышленность, он должен руководствоваться заданным трендом на сдерживание зарплат и рост корпоративных прибылей, а как руководитель, отвечающий за госрегулирование на потребительском рынке, наоборот, радеть за рост народного благосостояния.
Правда, пока успеха не видно ни по первому, ни по второму направлению. Удмуртстат опубликовал данные по прибыли предприятий за январь — май этого года — по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года она уменьшилась на 183,5 млн рублей. Если бы не нефтедобывающий бизнес, где финансовый результат вырос на 10,3%, общие цифры были бы еще ниже.
По доходам Удмуртстат выдал уже данные на июнь – реальные располагаемые доходы, скорректированные на официальный индекс потребительских цен, составили 95,2% к июню прошлого года. В отчете Удмуртстата есть еще одна любопытная цифра – превышение доходов над расходами. Так вот, если в прошлом году у одного жителя Удмуртии в среднем оставалось в месяц в прошлом году 2 609 рублей, то в этом уже только 1 874. Тут уж не до химчистки – не до жиру (на манжетах и на лацкане), быть бы живу. Так что отправить красивый прогноз в Москву в октябре Маре Шатовой вряд ли удастся.