На недавнем XIX городском Спортивном бале были названы имена новых лауреатов. В номинации «Лучший спортсмен Ижевска в олимпийских видах спорта в 2016 году» закономерно победил Антон Синцов. На Играх в Рио в гонке в дисциплине «кросс-кантри» ижевский горный райдер финишировал 12-м, добившись исторического результата для российского маунтинбайка. В столице Удмуртии Антон Синцов находился в острейшем цейтноте, но сумел выделить один час для встречи с юными одноклубниками по велошколе «Импульс» и 10 минут на эксклюзив для «ДЕНЬ.org».
Дорога на Игры сквозь «игольное ушко»
Стоит напомнить, что отборочный марафон на Олимпиаду-2016 в Бразилию Антон Синцов начал осенью 2015 года на чемпионате мира в Андорре. Причем на трассе в Вальнорде ижевский гонщик начал, по сути, с… абсолютного нуля. Если рассматривать классификационные рейтинговые очки.
К этой «нулевой отметке» ижевчанин спикировал из-за серьезной травмы руки, полученной за несколько дней до гонки в программе I Европейских игр в Баку в июле 2015 года. Понятно, что, пропустив игры в столице Азербайджана, чемпионат России в родном Ижевске и континентальное первенство в Италии, к мировому чемпионату на Пиренеях зачетные баллы Синцова попросту «сгорели».
Поэтому в Вальнорде Антон был вынужден стартовать в самом хвосте пелотона — 110-м. К тому моменту лидеры находились на трассе (на 5-километровом круге) почти четверть часа, но гонщик «Импульса» сумел протиснуться сквозь «игольное ушко» и стал лучшим среди россиян — 53-м с дюжиной минут отставания от чемпиона мира Нино Шуртера из Швейцарии.
«Лента» с типичным горным профилем
Для того чтобы завоевать олимпийскую путевку в сезоне-2016, Антон Синцов должен был интенсивно набирать «простартовки». И чем выше был статус старта, тем больше рейтинговых «пунктов» могло «упасть» в актив нашего гонщика.
Раскладывая в «ленту времени» пиковые результативные точки Синцова в олимпийском сезоне, можно было заметить, что в своем рельефе и амплитудном перепаде высот получался типичный для маунтинбайка (МТБ) трассовый профиль.
После 51-го места на первом этапе Кубка мира в австралийском Кэрнсе (чтобы добраться до этого городка, гонщик провел в воздухе почти 40 часов) Антон Синцов стал 18-м на EURO в Швеции.
Затем последовали 29-я позиция в кубковом леге в немецком Абштадте, 16-я — во французском Ля Бресс, 37-я — в мировом турнире в Чехии и 35-я — в очередном кубковом раунде в швейцарском Ленцерхайде.
Наконец, за месяц до Олимпиады ижевский райдер взял серебро на чемпионате России в Чебоксарах и оформил право на поездку в Южную Америку в двух полноценных форматах — де-факто и де-юре. А в Рио-де-Жанейро впервые в истории отечественного МТБ ижевчанин «зацепился» за топ-12, едва не проникнув в десятку лучших.
— С чем была связана столь резкая амплитуда колебаний в результатах по ходу олимпийского сезона? — справился у гонщика обозреватель «ДЕНЬ.org».
— В Кэрнсе у меня было падение и прокол, хотя до этих неудач на этапе в Австралии я ехал в пелотоне в топ-15 и топ-20, — Антон Синцов восстановил объективную картину конкретной гонки.
При этом конкретики короткого объяснения оказалось достаточно, чтобы уяснить общую тенденцию — по усредненному показателю в течение сезона наш гонщик закрепился в первой двадцатке.
Жестким курсом на Страну восходящего солнца
— Судя по всему, в сезоне-2017 должна последовать фаза дальнейшего восхождения?
— Мне очень хочется атаковать позиции в топ-10, и эту атаку нужно делать через улучшение качества тренировок. Если же брать количественные характеристики, то меня интересует лишь количество побед, — рассмеялся Антон Синцов, и его ирония не была оторвана от реальности.
Эта реальность основана на актуальном состоянии мирового МТБ. Казалось бы, в постолимпийском сезоне никто из мировых локомотивов не собирается «рвать жилы». Однако наступающий сезон точно не будет восстановительным и проходным.
Недавняя гонка в Испании подтвердила, что общим для всех лидеров трендом станет дальнейшее повышение скорости.
— Люди стремятся ехать еще быстрей, и уровень конкуренции повышается с каждым годом, — констатировал Антон Синцов.
— А куда они спешат? Неужели сразу со старта нового олимпийского цикла нацеливаются на Игры-2020 в Токио? — «прикинувшись простофилей», поинтересовался наш репортер.
— Спешат они на Олимпиаду или куда-то еще, пока не скажу, но то, что народ поехал еще жестче, — это факт, — собеседник снова улыбнулся. — Наверное, потому, что отбор на Игры-2020 в Токио можно будет сравнить с новой настоящей «войной».
Не сотвори из лидеров небожителей
Можно предположить, что в предстоящей «войне» за «японское медальное наследство» на роли первых «воинов» снова и обязательно выедут «те же самые» — олимпийский чемпион Шуртер, тот же чех Ярослав Кулхавы или испанец Карлес Николас.
Правда, среди претендентов на золото не будет француза Жюльена Абсолона (двукратный олимпионик и пятикратный чемпион мира завершил карьеру). Хотя можно не сомневаться, что его место займет кто-то другой из французских гонщиков. К примеру, Максим Марро…
В поиске причин того, почему российские горные райдеры очень долго не могли составить конкуренцию всем этим грандам, экс-главком нашей национальной команды Вячеслав Устинович утверждал, что россиянам не хватает трех вещей — силёнок, мастерства и веры в себя.
— Думаю, что Вячеслав Георгиевич был полностью прав, — высказался Антон Синцов. — Выходя сейчас на мировой уровень, понимаю, что раньше я не тренировался так, как готовились те же Абсолон, Шуртер или Кулхавы. А они элементарно тренировались больше меня! И дело здесь не столько в набранных объемах работы, сколько в качестве тренировочного процесса. В остальном они такие же люди, которые нисколько не сильней нас. Мы же все гоняемся на одинаковой технике, находясь примерно в одинаковых условиях. Поэтому главный минус состоял в том, что мы нередко проигрывали лидерам еще до старта. Уступали именно психологически, когда как будто заранее «обрекали» себя на поражение, глядя на лидеров как на неких небожителей.
— Если вдруг в сборной страны конкуренция усилится, вам будет сложней или проще?
— Уровень конкуренции в нашей команде остается большой проблемой. Это же непреложная истина, когда чем серьезней конкурентная борьба, тем быстрей появляются результативные гонщики. Как вы думаете, почему у французов или швейцарцев очень много сильных гонщиков? Да потому, что уровень конкуренции в их внутренних чемпионатах выше, чем на гонках из календаря Кубка мира! Для того чтобы пробиться на международные старты в национальных первенствах Франции и Швейцарии, идет жестокая битва!
В одном потоке с лучшими райдерами
— Главными конкурентами в России у вас остаются опытные ижевские земляки Тимофей Иванов и Евгений Печенин. Молодежь «едет» далеко позади?
В ответ на этот вопрос Антон Синцов принялся подбирать дипломатичную метафору, но стоявший рядом директор ижевской велошколы «Импульс» Алексей Блинов «успел» применить меткое образное сравнение:
— Между молодежью и нашими лидерами простирается пропасть!
— Это происходит потому, что в России почти отсутствуют старты международного уровня по МТБ. В расписании сезона-2017 вроде бы нет ни одной международной гонки, а в прошлом сезоне была всего одна. Да и то класса C-2 в Ижевске. Что касается меня, то, проводя большую часть времени в Европе (Антон Синцов базируется на севере Италии. — Прим. авт.), я получаю возможность не просто тренироваться, но и почти каждый уикенд соревноваться с мировыми лидерами. Естественно, что регулярная соревновательная практика позволяет мне поддерживать высокий уровень и конкурировать с лучшими гонщиками. Мне нравится то, что, буквально открыв дверь дома, уже через пять минут я еду в одном потоке с французскими или швейцарскими гонщиками, и не просто дышу с ними одним воздухом, а гоняюсь по тем же трассам и делаю все, чтобы не уступать им и даже обгонять!