На днях Минприроды Удмуртии «порадовало» местный бизнес очередными новостями об ужесточении политики по обращению с отходами. Опубликован пресс-релиз, согласно которому глава Минприроды России Сергей Донской на Всероссийском селекторном совещании сообщил, что с 1 января 2017 года запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
«Фактически будет запрещено захоронение большинства видов отходов», — цитирует Сергея Донского пресс-служба Минприроды РФ. Этот месседж российская власть направляет в первую очередь бизнесу — учитывая, что 80% отходов в Удмуртии сегодня подвергается именно захоронению, получается, что практически весь бизнес попадает в сферу незаконного предпринимательства.
Второе послание Сергей Донской адресовал региональным властям. Судя по сообщению пресс-службы, он подчеркнул, что формирование системы обращения с отходами — это практическая работа, ответственность за которую лежит в основном на органах региональной власти.
На нелегальном положении
В нелегальную сферу основная часть работы с отходами перешла у нас уже давно, так что местный бизнес к подобным угрожающим заявлениям, в общем-то, привык. Например, еще два года назад Управление Росприроднадзора по Удмуртии на основании приказа своей головной структуры направило «уважаемым природопользователям» письмо, в котором было сказано, что с 1 августа 2014 года прием и размещение отходов на объектах, не внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, являются незаконными.
В актуальной версии этого реестра по Удмуртии числится 14 объектов, но только два из них — полигон захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) в Среднем Постоле, который эксплуатирует ООО «Чистый город», и полигон ООО «АРЕАЛ» в деревне Люлли — можно отнести к универсальным полигонам, с которыми может работать большинство предприятий республики. Остальные — специфические организации, такие как шламохранилище, золошлакоотвалы, площадки по утилизации химоружия в Камбарке или площадка «Ижводоканала» для складирования сухого осадка, образовавшегося после очистки сточных вод.
Оба законных полигона ТБО находятся под Ижевском, следовательно, предприятия республики, даже самых отдаленных районов, вот уже почти как два года должны везти в Ижевск все свои отходы. При этом, по оценке экспертов, два действующих полигона под Ижевском эксплуатируются сегодня с коэффициентом заполнения более 90%.
«Это конфиденциальная информация», — ответили на мой вопрос о степени заполнения полигона в ООО «АРЕАЛ». Однако там рассказали, что дополнительного потока отходов из отдаленных районов республики после выхода запрета Росприроднадзора они не заметили. Хотя, по их информации, перспективы включения в реестр, помимо их полигона и «Чистого города», есть только у полигона в Балезино.
Поболтали
«Никто ничего вам не скажет, но признание полигонов ТБО не соответствующими законодательству за время работы Экологического союза случалось раз десять, принимались региональные программы, но из-за отсутствия денег ничего не делалось, только болтали», — разъяснил ситуацию основатель Экологического союза Ижевска Александр Торгушин. Получается, что государство при помощи всех этих программ, грозных писем и громких заявлений просто снимает с себя ответственность за ситуацию, угрожающую здоровью жителей российских регионов.
В проекте территориальной схемы обращения с отходами в Удмуртии, выложенном на сайте Управления Росприроднадзора по УР, говорится, что в регионе имеется более 550 постоянных объектов размещения отходов, из них 68 свалок с выделенными под их размещение земельными участками, 12 объектов захоронения отходов, имеющих лицензии на подобную деятельность, и только 2 объекта, имеющих заключение государственной экологической экспертизы, соответствующих всем законодательным требованиям и внесенных в государственный реестр. Это как раз те два полигона, которые упоминались выше. Такое не укладывается в голове — законны только 2 объекта из 550, еще 80 имеют сомнительный статус, а оставшиеся 468 — это просто безосновательно наваленные кучи мусора.
В фактически проваленной республиканской целевой программе государственной поддержки создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010–2014 годы зафиксировано по состоянию на базовый 2008 год почему-то всего 179 несанкционированных свалок. Возможно, остальные появились позже или их просто неправильно посчитали — оставим это на совести разработчиков. Главное, что программа предусматривала к 2014 году сократить их число до 139. Ну что же, господа чиновники, взят хороший темп — вы запланировали сокращать ежегодно по 8 несанкционированных свалок. Правда, за эти годы появилось 289 новых.
Ближайшая важная временная точка в неравной борьбе с отходами — 1 января 2017 года. Еще на последней прямой линии с Владимиром Путиным президент увязал строительство заводов по переработке мусора с введением экологического сбора, который также стартует в январе будущего года. К этому же времени планируется определиться с региональными операторами по обращению с твердыми бытовыми отходами и утвердить территориальные схемы.
Только странная получается ситуация — еще не утвержденный проект территориальной схемы по Удмуртии включает три этапа реализации: организационный период (2015 год), подготовительный (2016–2018) и переходный (2019–2020). Создать институт региональных операторов планировалось как раз на организационном этапе, то есть в 2015 году. Получается, что здесь на год как минимум уже опоздали.
То есть все остальные периоды тоже можно сдвигать на год. В итоге мы имеем ситуацию, когда переходный период к нормальной работе с отходами закончится по плану только в 2021 году, а экологический сбор по полной программе начнет взиматься уже с 2017-го, и все это время бизнес будет возить мусор все на те же незаконные свалки и постоянно находиться в подвешенном незаконном состоянии. Мне кажется, что это и называется «кошмарить».