Полная версия Мобильная версия

Бизнес — на свалку. Удмуртии в работе с отходами вполне можно выставить «мусорный» рейтинг

K 4867
J
Дмитрий Манылов

На днях Минприроды Удмуртии «порадовало» местный бизнес очередными новостями об ужесточении политики по обращению с отходами. Опубликован пресс-релиз, согласно которому глава Минприроды России Сергей Донской на Всероссийском селекторном совещании сообщил, что с 1 января 2017 года запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

На свалках свое правительство. Фото: tobolsk.ru«Фактически будет запрещено захоронение большинства видов отходов», — цитирует Сергея Донского пресс-служба Минприроды РФ. Этот месседж российская власть направляет в первую очередь бизнесу — учитывая, что 80% отходов в Удмуртии сегодня подвергается именно захоронению, получается, что практически весь бизнес попадает в сферу незаконного предпринимательства.

Второе послание Сергей Донской адресовал региональным властям. Судя по сообщению пресс-службы, он подчеркнул, что формирование системы обращения с отходами — это практическая работа, ответственность за которую лежит в основном на органах региональной власти.

Сергей Донской. Фото: expertpost.ruНа нелегальном положении

В нелегальную сферу основная часть работы с отходами перешла у нас уже давно, так что местный бизнес к подобным угрожающим заявлениям, в общем-то, привык. Например, еще два года назад Управление Росприроднадзора по Удмуртии на основании приказа своей головной структуры направило «уважаемым природопользователям» письмо, в котором было сказано, что с 1 августа 2014 года прием и размещение отходов на объектах, не внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, являются незаконными.

В актуальной версии этого реестра по Удмуртии числится 14 объектов, но только два из них — полигон захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) в Среднем Постоле, который эксплуатирует ООО «Чистый город», и полигон ООО «АРЕАЛ» в деревне Люлли — можно отнести к универсальным полигонам, с которыми может работать большинство предприятий республики. Остальные — специфические организации, такие как шламохранилище, золошлакоотвалы, площадки по утилизации химоружия в Камбарке или площадка «Ижводоканала» для складирования сухого осадка, образовавшегося после очистки сточных вод.

Фото: onf.ruОба законных полигона ТБО находятся под Ижевском, следовательно, предприятия республики, даже самых отдаленных районов, вот уже почти как два года должны везти в Ижевск все свои отходы. При этом, по оценке экспертов, два действующих полигона под Ижевском эксплуатируются сегодня с коэффициентом заполнения более 90%.

«Это конфиденциальная информация», — ответили на мой вопрос о степени заполнения полигона в ООО «АРЕАЛ». Однако там рассказали, что дополнительного потока отходов из отдаленных районов республики после выхода запрета Росприроднадзора они не заметили. Хотя, по их информации, перспективы включения в реестр, помимо их полигона и «Чистого города», есть только у полигона в Балезино.

Поболтали

«Никто ничего вам не скажет, но признание полигонов ТБО не соответствующими законодательству за время работы Экологического союза случалось раз десять, принимались региональные программы, но из-за отсутствия денег ничего не делалось, только болтали», — разъяснил ситуацию основатель Экологического союза Ижевска Александр Торгушин. Получается, что государство при помощи всех этих программ, грозных писем и громких заявлений просто снимает с себя ответственность за ситуацию, угрожающую здоровью жителей российских регионов.

Активисты Общероссийского народного фронта собираются составить карту несанкционированных свалок Удмуртии. Фото: onf.ruВ проекте территориальной схемы обращения с отходами в Удмуртии, выложенном на сайте Управления Росприроднадзора по УР, говорится, что в регионе имеется более 550 постоянных объектов размещения отходов, из них 68 свалок с выделенными под их размещение земельными участками, 12 объектов захоронения отходов, имеющих лицензии на подобную деятельность, и только 2 объекта, имеющих заключение государственной экологической экспертизы, соответствующих всем законодательным требованиям и внесенных в государственный реестр. Это как раз те два полигона, которые упоминались выше. Такое не укладывается в голове — законны только 2 объекта из 550, еще 80 имеют сомнительный статус, а оставшиеся 468 — это просто безосновательно наваленные кучи мусора.

Вот так должна быть организована система работы с отходами в Удмуртии. Фото: скрин-шот из проекта территориальной схемы обращения с отходами в УР.В фактически проваленной республиканской целевой программе государственной поддержки создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010–2014 годы зафиксировано по состоянию на базовый 2008 год почему-то всего 179 несанкционированных свалок. Возможно, остальные появились позже или их просто неправильно посчитали — оставим это на совести разработчиков. Главное, что программа предусматривала к 2014 году сократить их число до 139. Ну что же, господа чиновники, взят хороший темп — вы запланировали сокращать ежегодно по 8 несанкционированных свалок. Правда, за эти годы появилось 289 новых.

В конце июня Удмуртия подписала соглашение с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Есть шанс получить там финансирование по линии работы с отходами, но пока в соглашении только слова. Фото: пресс-служба главы и правительства УР.Ближайшая важная временная точка в неравной борьбе с отходами — 1 января 2017 года. Еще на последней прямой линии с Владимиром Путиным президент увязал строительство заводов по переработке мусора с введением экологического сбора, который также стартует в январе будущего года. К этому же времени планируется определиться с региональными операторами по обращению с твердыми бытовыми отходами и утвердить территориальные схемы.

Только странная получается ситуация — еще не утвержденный проект территориальной схемы по Удмуртии включает три этапа реализации: организационный период (2015 год), подготовительный (2016–2018) и переходный (2019–2020). Создать институт региональных операторов планировалось как раз на организационном этапе, то есть в 2015 году. Получается, что здесь на год как минимум уже опоздали.

То есть все остальные периоды тоже можно сдвигать на год. В итоге мы имеем ситуацию, когда переходный период к нормальной работе с отходами закончится по плану только в 2021 году, а экологический сбор по полной программе начнет взиматься уже с 2017-го, и все это время бизнес будет возить мусор все на те же незаконные свалки и постоянно находиться в подвешенном незаконном состоянии. Мне кажется, что это и называется «кошмарить».


Читайте также