Полная версия Мобильная версия

Чего стоят стены, когда внутри пусто? «Кривая» бюджетная вертикаль пронзит сердце Ижевска

K 2273
J
Дмитрий Манылов

Проблемы бюджетного недофинансирования привели нас уже к полному абсурду. Вопрос о передаче Генеральского дома в частные руки обсуждается давно и был одобрен Инвестсоветом Ижевска, но до сих пор не верилось в то, что расположенный в нем Музей Ижевска не удастся сохранить. Известный историк Игорь Кобзев сообщил «ДЕНЬ.org» о том, что музей уже получил уведомление о выселении в срок до 30 сентября этого года.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Директор муниципального выставочного центра «Галерея» Алексей Ткаченко пояснил, что такого уведомления не было, но договор аренды с муниципальным акционерным обществом «Летний сад имени Горького» пролонгирован не на 11 месяцев, как обычно, а лишь до конца сентября этого года. Это как раз дата, названная Кобзевым, значит, он был недалек от истины. К октябрю «Летний сад» подготовит конкурсную документацию по проекту передачи здания в долгосрочную аренду частному инвестору с условием восстановления его исторического облика.

Потратившись на ремонт, этот инвестор вправе будет использовать Генеральский дом в соответствии со своим коммерческим интересом, который, скорее всего, будет несовместим с нахождением там музея. Переезд на другое место невозможен в принципе, поскольку, по мнению Игоря Кобзева, сам Генеральский дом — это и есть главный экспонат Музея Ижевска. Существующие музейные фонды имеет смысл экспонировать именно в этих уникальных исторических помещениях.

Оптимизация, доведенная до абсурда

Понятно, что бюджетные оптимизации — дело вынужденное и не лишенное смысла, но чиновничья логика такова, что в первую очередь страдают статьи расходов, наименее подкрепленные лоббистским ресурсом. Если же говорить об оптимизации применительно к бюджетной вертикали, то страдают прежде всего местные бюджеты. В результате муниципалитеты, оставшись на голодном пайке, начинают раздавать в частные руки не просто активы, а опорные точки городского пространства, без которых городская среда просто рассыпается. Попытаюсь подтвердить этот тезис с помощью бюджетной арифметики.

Местные бюджеты, в том числе и ижевский, зависят в основном от уровня официальной зарплаты на своей территории, поскольку с ней увязан объем сборов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Собственные доходы бюджета Ижевска, например, зависят от поступлений по НДФЛ почти на 40%. В прошлом году горожане за счет своих официальных зарплат отдали городу 2,007 млрд руб., и это, согласно нормативам распределения бюджетных доходов, всего 15% от всего собранного в Ижевске НДФЛ — 85% поступает в бюджет Удмуртской Республики.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Получается, что республика в прошлом году за счет налога на доходы ижевчан пополнила доходную часть своего бюджета на 11,37 млрд руб. Общая сумма поступлений НДФЛ в бюджет Удмуртской Республики по прошлому году составила 13,34 млрд руб. Значит, доля ижевчан в сумме поступлений НДФЛ в республиканский бюджет — 85,2%. Мне кажется, что при таком соотношении жители Ижевска могли бы рассчитывать на помощь вышестоящих бюджетов в восстановлении главных исторических и архитектурных жемчужин города — главного заводского корпуса с башней и Генеральского дома.

Наша прибыль не для нас

Правда, зависимость республиканских властей от ижевских плательщиков НДФЛ снижается. Происходит это в результате реализации федеральной политики сдерживания зарплат в целях роста корпоративных прибылей. Федеральный бюджет от наших зарплат вообще не зависит — они влияют на НДФЛ, поступающий в региональные и местные бюджеты, и на сборы в социальные фонды. Видимо, поэтому федеральные чиновники с такой легкостью предлагают решать проблемы корпоративной рентабельности за счет содержимого кошельков россиян.

Этот велосипедик хорошо иллюстрирует место Ижевска в бюджетной вертикали. Фото: © «ДЕНЬ.org»Если сравнить исполнение консолидированного бюджета Удмуртии в первом полугодии этого и прошлого года, то получится, что поступления по налогу на прибыль выросли в номинальном выражении на 44%, а по налогу на доходы физических лиц только на 5,3%. Кстати, в официальном отчете об исполнении консолидированного бюджета УР на 1 июля 2016 года сказано, что в пересчете на сопоставимых условиях республика даже недобрала налога на прибыль (94,8% к уровню первого полугодия прошлого года). Значит, мы можем считать эти сопоставимые условия частными данными об изменении цен в Удмуртии? Если так, то изменение масштаба цен впечатляет.

Если все пустить на самотек, то «попса», пожалуй, со временем заполонит вообще все пространство. Фото: © «ДЕНЬ.org»Налог на прибыль, существенная доля которого опять-таки формируется на предприятиях Ижевска, спасает ситуацию в республиканском бюджете Удмуртии, но никак не влияет на бюджет самого Ижевска. Значит, никакой пользы от прибылей предприятий, достигнутых за счет затягивания поясов по своим зарплатам, ижевчане не получают. Часть денег возвращается через бюджетные субсидии, но это те средства, за которыми приходится стоять с протянутой рукой, и, как мы видим на примере истории с Музеем Ижевска, такого рода расходы за счет субсидий из вышестоящих бюджетов финансировать никто не собирается.

Подобная ситуация касается всех российских городов, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые имеют статус субъектов федерации и поэтому оставляют весь НДФЛ и региональную долю налога на прибыль у себя. Принимая Крым и Севастополь в состав России, власти понимали, что, если не придать городу военно-морской славы статус субъекта федерации, он просто зачахнет на муниципальном финансировании.

Все правильно, но раз уж Ижевск возглавил движение живых городов России, почему бы ему не поднять вопрос об изменении политики перераспределения бюджетных доходов? Может, кто-нибудь обратит внимание на то, что оружейная столица России единственную возможность реставрировать одно из самых важных своих зданий (Генеральский дом в историческом плане неразрывно связан с заводской башней) видит в том, чтобы перепрофилировать его в общепит?


Читайте также


comments powered by HyperComments