Концертный зал на 1 200 мест хотят построить в Ижевске. О необходимости появления в столице Удмуртии новой крупной площадки заявил директор Удмуртской государственной филармонии Алексей Фомин. Деятели культуры ищут инвестора, готового вложиться в создание прекрасного. Однако посетит ли муза меценатов в столь непростые времена?
Об открытой «вакансии» инвестора на дальнюю перспективу для строительства концертного зала на днях Фомин написал в «Фейсбуке». После публикации, как он признался «ДЕНЬ.org», пока звонков от потенциальных спонсоров не поступало. Однако руководство филармонии настроено решительно.
В перспективе рядом с нынешним зданием на пересечении переулка Широкого и улицы Пушкинской, часть пространства которого сегодня занимает рояль, может появиться многопрофильный концертный зал на 1 200 мест. Реализация проекта, предварительно оцененного в 600 млн рублей, запланирована на пять лет.
«Идея создания концертного зала появилась в конце 2015 года, — отмечает Фомин. — Занимаясь академической музыкой в Ижевске вот уже 10 лет, понимаю, что в наших концертных залах большие проблемы с акустикой. К сожалению, даже те площадки, которые на сегодняшний день есть в Ижевске, по техническим особенностям проигрывают, потому приходится краснеть и бледнеть перед артистами. По сути, классическая музыка в концертном зале должна звучать без искусственных красителей (микрофонов, колонок), естественно в любой части зала. Но, к сожалению, таких залов единицы даже по России, не говоря уже об Удмуртии».
Зал филармонии изначально был рассчитан на политпросвещение. В здании обучали будущих советских деятелей марксизму и ленинизму. Естественно, для озвучки лекций ресурсы пространства вполне годились. Но в 1992 году помещение было отдано под концертный зал. И судя по всему, в свое время, выделяя помещение, власти не стали ломать голову над вопросами технической характеристики пространства. В настоящее время он вмещает 641 место.
«Будем смотреть правде в глаза. Сегодня встает острый вопрос — академическая культура не востребована. Потому нужно выйти за рамки устоявшегося круга и расширить границы, — продолжает Фомин. — А для этого необходимо транслировать произведения в стильном, большом, а главное, технически приспособленном помещении. Думаю, именно благодаря качественному продукту можно повысить качество восприятия академической музыки, увеличив ее популярность».
Представители местных продюсерских компаний отмечают — сегодня среди ижевчан больше востребованы рок и поп-концерты. Вместе с тем классическая и академическая музыка считаются элитарным искусством, ценителей которого, вполне возможно, не так много в Удмуртии. Однако, к примеру, такой крупный музыкальный фестиваль, как «На родине Чайковского», традиционно собирает полные залы восторженных слушателей.
В ноябре 2015 года Правительством РФ была принята концепция развития академической музыки. В документе есть множество интересных моментов. Например, расписано, сколько мест, исходя из численности населения города, должно быть в концертном зале. Цифры несколько расходятся с реальностью и выглядят иллюзорно.
«В соответствии с социальными нормативами они устанавливается из расчета 2–4 места на каждую тысячу городских жителей, — объясняет Алексей Фомин. — В целом по России значение этого показателя составляет всего 1,137 места. По нормативам в Ижевске концертные залы должны быть оборудованы на 1 200–1 800 мест».
Представители местных продюсерских компаний соглашаются с Фоминым в необходимости создания нового зала для Удмуртии. В корне и, что немаловажно, позитивно для ижевчан может измениться билетная политика в городе. Арифметика проста. Увеличение количества посадочных мест в зале позволит снизить стоимость билетов.
«По сути, пространство для концертов на большое количество мест в Ижевске есть. Это Ледовый дворец. Но аренда площадки всегда очень высока, да и звук там плохой. В ДК "Металлург" и ДК "Аксион" звук хороший, но мало мест. Количество мест напрямую влияет на цену билета», — комментирует директор промогруппы Plan B Владимир Носов.
Сейчас Ледовый дворец «Ижсталь» может вместить 1 200 зрителей в своих стенах, ДК «Аксион» — 1 000 человек, а ДК «Металлург» — 1 001.
«Концертный зал вместимостью в несколько тысяч зрителей необходим для того, чтобы реализовывать большее количество билетов по меньшей стоимости, — говорит директор продюсерского центра «Овация» Борис Рубиновский. — И это огромный плюс для города и ижевчан. Нормальным людям практически всегда свойственно отодвигать духовное по финансовым соображениям на второй план. Тем более обостряется проблема в период кризиса».
Вместе с тем представители продюсерских компаний довольно скептически относятся к перспективам реализации проекта в условиях кризиса и дороговизны кредитных ресурсов.
«Вряд ли концертный зал можно построить на средства только лишь частных инвесторов, — отмечает Борис Рубиновский. — Насколько я знаю, большинство концертных залов, построенных в последнее время в городах России, финансировалось из федерального либо регионального бюджетов».
Алексей Фомин предлагает реализовать идею с помощью формы государственно-частного сотрудничества.
«Понятно, что любой инвестор, берущийся за реализацию идеи, надеется на доход. Свердловская филармония, к слову, при оборотах порядка 300 млн рублей в год до сих пор, а это уже лет 7-8, не может рассчитаться. Оборот же филармонии в Ижевске на порядок меньше. Но мне кажется, эти мысли вполне могут жить и, более того, реализоваться», — добавляет Фомин. Он говорит, что пока детально не обсуждал проект с руководством республики, однако участие региональных властей в нем крайне важно.
Возможно, основу под будущий фундамент самых смелых идей необходимо закладывать как раз именно в период кризиса. Тем более что концертный зал действительно необходим для столицы Удмуртии. Между тем известно — денег в республиканской казне на подобные проекты сейчас нет. В этом году серьезные вложения Минкульт Удмуртии планирует в капитальный ремонт бывшего здания театра им. Короленко, отданного под репетиционные залы для ансамблей «Италмас» и «Айкай», также финансы пойдут на завершение строительства Театра юного зрителя.