Полная версия Мобильная версия

Увидеть море. Как доставляли полотна великого художника Айвазовского в Ижевск?

K 2566
J
Надежда Рысьева

Впервые в столице Удмуртии представят Айвазовского. Картины великого мариниста, которые покажут горожанам уже 13 апреля, везли из Рыбинска круглые сутки. Перед тем как Ижевск «увидит» море, мы узнали, как доставили полотна известного мастера и почему для этих целей было решено нанимать бронированный автомобиль.

Фото: ВЦ «Галерея»Наводя мосты

Утро. На Центральной площади Ижевска, в выставочном центре «Галерея», неспокойно. Сотрудники учреждения следят за передвижением стрелок часов на стене в фойе и переводят выпытывающий взгляд на дверь, в просвете которой шумит залитый апрельским солнцем проезд. В воздухе ощущается некая напряженность. Пожалуй, это объясняется очень просто: в Ижевск впервые везут Айвазовского. Встреча обещает быть волнительной.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Подготовка к выставке «Айвазовский» заняла у галеристов несколько месяцев. Специалистам было непросто «навести мосты» с Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

«Вначале решались юридические вопросы: согласовывали важные моменты с отправляющей стороной. Найдя условия, устраивающие всех, пришли к согласию. Дальше мы начали создавать необходимые условия для обеспечения безопасности оригиналов, которые находятся в государственных фондах», — рассказал директор «Галереи» Алексей Ткаченко.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Были проработаны вопросы с отоплением, вентиляцией, даже теплотрассу отремонтировали, чтобы в случае чего порыв не стал причиной порчи ценных полотен. Специально к данной экспозиции был обновлен свет в зале. Кроме того, руководство выставочного центра решило расширить гардероб, предвидя высокий интерес ижевчан.

Пожалуй, одним из наиболее важных моментов можно назвать обеспечение «Галереи» дополнительной безопасностью. На время выставки руководство учреждения культуры привлекло специальное охранное агентство, чтобы долгожданная экспозиция, не дай бог, не обернулась неприятным сюрпризом.

Кому доверяют

Фото: © «ДЕНЬ.org»Где-то в одиннадцать дня похожий на черепаху, окрашенную в армейские тона, автомобиль инкассации припарковался у входа в ВЦ «Галерея». Сотрудницу выставочного центра, сопровождавшую произведения искусства на всем пути, Александру Емельянову толпа встретила аплодисментами.

Фото: © «ДЕНЬ.org»— Емельянова, мы тебя ждем больше картин! — поздоровались собравшиеся. 

— Конечно, как президента! — пошутила Александра в ответ. 

Далее действие, развернувшееся перед галереей, чем-то отдаленно напомнило фрагмент из голливудского фильма, где вооруженные настоящими автоматами секьюрити в специальных формах следят за территорией, в то время как другой сотрудник, открыв зарешеченную дверцу, извлекает из кузова на свет один за другим ящики с ценным грузом.

В тот момент, когда рядом с галереей поглазеть на зрелище собралась толпа народу, мне почему-то вспомнилась история о «краже века». Помнится, в совершенно непримечательный день в начале XX века из Лувра был похищен шедевр Леонардо «Мона Лиза». Как пишут историки, тогда «стена, на которой висела знаменитая картина, ударила по глазам ошеломительной, зияющей пустотой». Вором оказался маляр, и картину, к счастью, удалось вернуть. Пусть и через пару лет. 

Фото: © «ДЕНЬ.org»Руководство галереи, понимая риск и ощущая ответственность за произведения искусства, естественно, застраховало картины. Да и полотна Айвазовского, Шильдера, Мясоедова, Судковского везли из Рыбинска не обычные галеристы, а ребята с огнестрельным оружием наперевес в специальном бронированном автомобиле.

Вообще, перевозкой предметов искусства в России занимаются определенные компании, которые, по сути, должны в совершенстве знать все тонкости транспортировки ценных грузов. Подобных фирм не так много.

Между тем считается, что все предметы искусства должны перевозиться по инструкции, выпущенной Министерством культуры ещё в середине 80-х годов. По этим требованиям в автомобиле должна поддерживаться определенная температура и влажность. Сами фургоны оборудуются специальным держателем, минимизирующим механическое воздействие окружающей среды на груз.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Позже сотрудница галереи Александра Емельянова (которой, кстати, понравилось передвигаться в машине инкассации — «как в отдельном купе», выразилась девушка), рассказала, что к упаковке предметов искусства строгие требования.

Особенности упаковки картин

В отличие от стандартных перевозок грузов при транспортировании картин особую роль играет именно упаковка. Она должна быть исключительно надежной, то есть защищать перевозимый груз от всякого рода возможных воздействий. Речь идет не только о защите от ударов, но и от температурного и химического воздействия. Таким образом, климатические ящики изготавливаются по принципу термоса с использованием специальных материалов.

Фото: © «ДЕНЬ.org»При упаковке чаще всего выбирают такие материалы, как воздушно-пузырьковая лента, микалент, гофрированный картон, деревянные ящики, шарики из пенопласта, сам пенопласт. Зачастую используют деревянные кофры, если даже груз транспортируется на близкие расстояния.

Пожалуй, основную опасность для картин, включая полотна Айвазовского, представляют перепады температуры и влажности. Так, бумага при высоком уровне влажности может намокнуть, покорежиться, покрыться плесенью. Слишком низкая влажность делает бумагу хрупкой. Особенно старые работы сильно чувствительны к перепадам уровня влажности.

«Если из холода резко переносить картины в тепло и обратно — они страдают. На самом деле перепады — самое страшное для картин. Полотна должны пролежать на складе примерно сутки, тогда мы сможем картины с безопасностью для них вынуть из ящиков», — когда ценный груз уже был доставлен в помещения, где хранятся святая святых «Галереи», пояснил Алексей Ткаченко.

Выставка, вдохновлённая вызывающей споры книгой Ветхого Завета, открылась в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств. «Песнь Песней» — история о любви царя Соломона к девушке Суламите, единственная часть Библии, наполненная любовной поэзией и романтизмом... Читать далее...В общей сложности в Ижевск привезли две картины выдающегося художника Ивана Айвазовского. Но на выставке, объединенной темой моря, которое столица Удмуртии в силу своего географического положения никогда не знала, будут представлены работы и других мастеров. Из того же Рыбинского музея привезли полотна известных художников XIX — начала XX века: Андрея Шильдера, Григория Мясоедова, Руфина Судковского. Впрочем, как ни странно (если вспомнить ту же «сухопутность» нашего города), большую часть зала займут морские пейзажи ижевских мастеров.

Чтобы ни у кого не возникло желания опробовать схемы из голливудских фильмов — искусство красть искусство, в галерее организовали круглосуточную охрану. Под контролем сотрудников охранного агентства извлеченные из чехлов картины обретут свою локацию в выставочном пространстве. Вскоре корабли, борющиеся со стихией, высоченные волны и соленый влажный воздух «наполнят» зал. И Ижевск наконец почувствует или, вернее, увидит море, как говорил Айвазовский, «высказанное» маринистами. 


Читайте также


comments powered by HyperComments