Полная версия Мобильная версия

Занимательное нулевое чтение. Проект трехлетнего бюджета Удмуртии сверстан как будто для ток-шоу

K 2203
J
Дмитрий Манылов

Судя по подготовленной Минфином Удмуртии к депутатским слушаниям по проекту бюджета на ближайшую трехлетку брошюре «Бюджет для граждан», возврат к трехлетнему планированию снова обернулся карикатурой. Если отнестись к этому документу серьезно, то можно ужаснуться тому, до какой степени «оптимизированы» бюджетные расходы 2018–2019 годов.

К ток-шоу готовы? Фото: © «ДЕНЬ.org»Интересно, что именно в таком виде проект бюджета будет впервые представлен широкой общественности на публичных слушаниях в Госсовете 1 ноября. Люди, неискушенные в технологических проблемах бюджетного планирования, прочитав брошюру, могут прийти в шок, например, от того, что в 2018 году бюджетные ассигнования по разделу «здравоохранение» составят всего лишь 23,8% к уровню фактического исполнения бюджета 2015 года. Правда, при этом на 9,6% увеличатся ассигнования из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, но в целом все равно падение по медицинскому разделу выглядит совершенно катастрофично.

Депутатов на «нулевое» чтение трехлетнего бюджета собралось негусто. Фото: © «ДЕНЬ.org»Примерно та же ситуация по расходам на поддержку сельского хозяйства (44,3% к уровню фактического исполнения бюджета 2015 года), да и по большинству других статей. Такой перекос возник в том числе из-за того, что «расплата» за накопленный государственный долг, составивший к 5 октября этого года 47,7 млрд руб., запланирована как раз на предстоящий трехлетний период. Согласно «Бюджету для граждан» к 1 января 2019 года остаток госдолга предполагается уменьшить до 31,9 млрд руб.

Это всего лишь технологии

Видимо, понимая, что публичные слушания при таком подходе к трехлетнему планированию могут стать весьма бурными, министр финансов Удмуртии Станислав Евдокимов согласился дать для «ДЕНЬ.org» эксклюзивный комментарий по поводу специфики нынешнего трехлетнего планирования.

«Я не зря акцентировал на том, что 2018 год вообще не надо принимать во внимание, — отметил Станислав Евдокимов. — Бюджет — это живой организм, каждый год меняется, несмотря на то, что он трехлетний».

По его словам, расходы по 2018 году прописаны фактически под соглашение с Минфином России — так Удмуртия эффективнее сможет работать с федералами по получению финансовой помощи, тех же бюджетных кредитов под 0,1% годовых, без которых справиться с обслуживанием долга будет очень непросто.

Станислав Евдокимов. Фото: © «ДЕНЬ.org»То есть фактически мы сегодня видим не полноценный бюджетный прогноз на три года, а технологическую заготовку, цифры в которой так «перекосило» из-за проблем с несовершенной, в том числе и по срокам, процедурой бюджетного планирования. В этом году на момент депутатских слушаний по бюджету Удмуртии не было даже примерных цифр по объему помощи из федерального бюджета.  

«До этого мы сдавали бюджет через две недели, вслед за Российской Федерацией, знали базовые цифры, знали о выделяемых дотациях, бюджетных кредитах, и эти цифры в проект вносили, — пояснил Станислав Евдокимов. — Сейчас мы их не знаем и надеемся, что новая Госдума, трехсторонняя рабочая группа распределит большую часть трансфертов, чтобы нам было удобно работать в следующем году».

Очевидно, что борьба вокруг концептуальных вопросов бюджетного планирования, развернувшаяся в Москве, ставит регионы перед весьма неприятной проблемой полной неопределенности прогнозов. С одной стороны, заместитель министра финансов России Сергей Сторчак говорил недавно о необходимости отходить от бюджетного кредитования регионов в пользу более цивилизованного, на его взгляд, банковского кредитования. С другой стороны, понимая сложности, возникшие в регионах с обслуживанием госдолга, тот же Минфин РФ продолжает программу замещения банковских кредитов бюджетными.

Богатым регионам пора заняться ростовщичеством

Жерар Депардье, видимо, хорошо изучил региональные финансы, поскольку решил осчастливить своими налогами именно Мордовию, один из самых закредитованных регионов. Фото: sukharenko.comРегионалам все равно, где заимствовать, лишь бы не по грабительским ставкам. Станислав Евдокимов рассказал, что в сообществе финансистов России (некоммерческое партнерство, созданное для решения вопросов в области межбюджетных отношений. — Прим. «ДЕНЬ.org») рассматривается предложение разрешить высокообеспеченным регионам, размещающим свободные средства на банковских депозитах, предоставлять их в виде займов «закредитованным» территориям.

«Мы бы поборолись за такие займы, — сказал Станислав Евдокимов, — если, банк, например, дает им по депозиту 5% годовых, то за такую ставку многие субъекты федерации встали бы в очередь».

Информация о привлечении ижевским концерном «Калашников» займа в сумме 1 млрд рублей у Мытищинского машиностроительного завода, размещенная на сайте госзакупок, иллюстрирует тенденцию появления новых каналов финансирования предприятиями своих проектов... Читать далее...Та же ситуация, кстати, и в реальном секторе экономики. Сегодня появились предприятия, так же активно работающие с банковскими депозитами. Начинает даже стихийно налаживаться механизм небанковского перераспределения денег в экономике через оформление займов между предприятиями. Правда, пока в основном это касается связанных структур, поскольку проблема высоких кредитных рисков сегодня остра, как никогда.

Так что по поводу сокращения госдолга за счет «затягивания поясов» по бюджетным расходам Станислав Евдокимов несколько смягчил картину: «Скорее всего, мы их уже ко второму чтению поправим какие-то цифры в этом прогнозе, может быть, на это правильно обращают внимание и 2018 год действительно дико смотрится».

Подготовленный Минфином УР отдельный документ — бюджетный прогноз, по его словам, более реалистичен, там сокращение госпрограмм не предусматривается. Более того, в Минфине считают, что резервы бюджетной оптимизации на сегодняшний день фактически исчерпаны, дальнейшее сокращение приведет к сокращению объема услуг для населения, что недопустимо.Брошюру «Бюджет для граждан» можно найти на сайте Минфина УР или Госсовета УР. Фото: c сайта udmgossovet.ru

Однако, несмотря на заверения министра в том, что ко второму чтению бюджет будет выглядеть более оптимистично, сам принцип выстраивания структуры расходов в трехлетнем прогнозе наводит на невеселые мысли. О бюджете развития в любом случае придется забыть. Даже на капитальные вложения в строительство и ремонт объектов на 2017 год пока планируется всего 975 млн руб. — средств достаточно только на закрытие софинансирования по федеральным программам. Скорее всего, эта статья в процессе работы над бюджетом будет увеличена, но есть еще субсидии на поддержку сельского хозяйства, другие меры стимулирования развития экономики.

В субъектах федерации с низким уровнем долговой устойчивости при невыполнении плана восстановления платежеспособности может быть инициирован процесс отрешения от должности высшего должностного лица. Об этом на панельной сессии «Межбюджетные отношения: новации» сообщил заместитель министра финансов России Сергей Сторчак... Читать далее...Бюджет становится социальным, даже, пожалуй, принимает форму какого-то патроната. Например, при резком сокращении расходов на медицину социальные выплаты в будущем году превысят фактическое значение 2015 года на 66,7%. Видимо, дело в том, что это уже взятые на себя государством обязательства, прописанные в соответствующих документах. Отказаться от них невозможно, при этом все большая доля стремительно беднеющего населения начинает соответствовать утвержденным критериям получения социальной поддержки. Взять хотя бы те же субсидии на оплату коммунальных услуг — если падение реальных доходов будет продолжаться, то скоро субсидировать придется подавляющее большинство населения.

Бюджет из-за этого перекашивается, блокируя возможности региональных властей хоть как-то повлиять на экономическую ситуацию. Комментируя для «ДЕНЬ.org» бюджетный прогноз, Станислав Евдокимов неоднократно упоминал о необходимости реформирования системы межбюджетных отношений, при этом подчеркивая, что есть еще более десятка регионов, где ситуация с госдолгом стоит еще острее, чем в Удмуртии. Решение этой проблемы пока не найдено, поэтому, может быть, в том, что на публичные слушания будет вынесен такой, прямо скажем, сомнительный проект, есть какой-то плюс. В конце концов, пусть люди знают, во что у нас превратилось государственное планирование.


Читайте также


comments powered by HyperComments